День за днём - 17 ЯНВАРЯ

Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского, классика русского театра, который создав свой театр, — стал революционером в профессии: по его актерской системе вот уже 100 лет учатся актеры во всем мире.

Будущий режиссер родился в Москве, в многодетной купеческой семье Сергея Алексеева, известного фабриканта и промышленника, специализировался на изготовлении канители — тончайшей золотой и серебряной нити. Мать, урожденная Яковлева, была дочерью знаменитой парижской артистки Мари Варлей. Кстати, Станиславский — это псевдоним, который Константин Сергеевич взял себе в 1885 году в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией.

Все началось с домашнего театра, в котором было поставлено много представлений, отдельных актов опер, балетов. Возможно, именно материнские гены сыграли свою роль — кроме Константина, театром в семье увлекались и другие дети. В московском доме Алексеевых на Красных воротах для детских представлений перестроили зал — здесь позднее появится знаменитый любительский «Алексеевский кружок», — а в подмосковной Любимовке устроили театральный флигель.

В 1897 году состоялась легендарная встреча Немировича-Данченко и Станиславского. Именно на ней два мастера говорили о состоянии дел русского театра. Беседа длилась 18 часов. А 14 июня 1898 года в подмосковном Пушкино начались репетиции нового Художественного театра — в труппу вошли ученики Немировича-Данченко из филармонического музыкально-драматического училища и актеры-любители Общества искусства и литературы Станиславского. Спустя четыре месяца театр представил спектакль «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого в здании театра «Эрмитаж». А в 1902 году МХТ переехал в собственное здание в Камергерском переулке, подаренное меценатом и большим любителем театра Саввой Морозовым.

Система Станиславского – теория сценического мастерства, разработанная Константином Сергеевичем. Пять главных принципов его системы до сих пор лежат в основе методик подготовки актеров в театральных вузах всего мира. Вот они:

Жизненная правда на сцене. Если актер не овладел мастерством правдоподобности игры, его работа оценивается знаменитым «Не верю!»

Игра на сцене будет правдоподобной, если актер будет знать не тип эмоциональных проявлений, присущих персонажу, а причины, которые вызвали эти эмоции. Нужно понимать условия, в которых находится и живет герой, обязательное актерское умение – способность придумывать и развивать эти обстоятельства.

Важное умение для актера – играть по принципу «здесь и сейчас». Это значит, что он должен каждый раз переживать по-новому роль, которую он исполняет не первый раз, любое действие должно рождаться на сцене заново.

Чтобы достичь успеха, актер должен постоянно совершенствоваться, воспитывать в себе нужные для работы качества.

Театр – это коллективное творчество, поэтому актер должен учиться работать с партнерами.

В 70-летнем возрасте, за 5 лет до своей смерти, легендарный режиссер признавался: «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет!»

Больше Света Знаний!